Основы архитектуры

Основы архитектуры
Основы архитектурной композиции
Конструкции и декоративные элементы зданий
Архитектура первобытной эпохи и Древнего Египта
Архитектура Древней Греции
Архитектура Древнего Рима
Раннехристианская и византийская архитектура
Романская и готическая архитектура
Древнерусская архитектура
Архитектура эпохи Возрождения
Архитектура западноевропейского барокко
Архитектура западноевропейского классицизма
Архитектура русского барокко
Архитектура русского классицизма
Эклектизм и модерн в архитектуре Запада
Эклектизм, модерн и неоклассицизм в архитектуре России
Архитектура Запада ХХ – XXI века
Отечественная архитектура ХХ – XXI века

Основы архитектурной композиции

Архитектурная композиция – это система создания проекта и самого объекта архитектуры. При проектировании и строительстве зданий, как известно, архитекторам необходимо увязывать три стороны в единой гармоничной композиции: с одной стороны – удобство и пользу (функциональная задача), с другой – прочность и экономичность (конструктивная задача), с третьей – красоту форм (художественно-эстетическая задача). Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих – главная задача архитектуры. Для изучения закономерностей архитектурной композиции необходимо ознакомиться со свойствами архитектурно-пространственных форм, которые являются объективными.

Основные свойства объемно-пространственных форм (зданий и сооружений) следующие: геометрический вид, положение в пространстве, величина, масса. К дополнительным свойствам можно отнести фактуру, свет и цвет.

1. Геометрический вид определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер (например, куб или шар). Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоскостной характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер. Кроме этого вид формы определяется стереометрическим характером очертания поверхности фигуры. В связи с этим композиционные элементы можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями (куб, параллелепипед). Ко второй относятся формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани (пирамиды, призмы, многогранники). Третья группа включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями (шар, цилиндр, конус и др.). К четвертой группе относятся разнообразные сложные стереометрические фигуры, имеющие прямолинейные и криволинейные поверхности. В архитектурной композиции чаще всего используется первая группа фигур.

2. Положение формы в пространстве по отношению к зрителю может быть горизонтальным, вертикальным, фронтальным, профильным, ближе, дальше, выше, ниже зрителя.

3. Величина архитектурной формы – это свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

4. Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. В художественно-композиционном плане масса рассматривается как массивность. Наибольшей массивностью обладают кубические и шарообразные плотные формы и меньшей – многопустотные, плоские и гладкие.

5. Фактура – это объемный характер поверхности архитектурной формы, который непосредственно воспринимается зрителем. При этом, фактурой можно считать характер поверхности различного масштаба – от шероховатости до степени расчлененности плоскости фасада многоэтажного здания.

6. Светотень. Свет обеспечивает возможность восприятия зрителем объема, поверхности и пространства. Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45 градусов к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль освещения (естественного и искусственного) очень важна в создании художественного образа как экстерьера, так и интерьера. Естественный свет, проникая в интерьеры в качестве бокового или верхнего света, создает радостное настроение, но в рабочих и учебных помещениях слепит, в интерьерах храмов создает впечатление символического божественного свечения. Искусственное освещение внешних форм архитектуры используется на уровне уличного, магистрального освещения и подсветки ряда исторических памятников. В интерьере искусственное освещение встречается в качестве различных осветительных приборов, которые иногда приобретают самостоятельное значение, участвуя в решении композиционной задачи.

7. Цвет в архитектурных композициях – это свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности). В архитектуре цвет связан с основной композиционной темой. Сочетая холодные и теплые цвета, насыщенность и количество цвета, можно иллюзорно расширить пространство, создать ощущение простора или, наоборот, приблизить к зрителю объемы, организующие пространство.

Одним из важных средств архитектурной композиции является тектоника. Соглашаясь с мнением известного архитектора А.К.Бурова, будем рассматривать тектонику как результат «пластически разработанной, художественно осмысленной конструкции». Тектоника – это художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания. Тектоника проявляется во взаимном расположении частей здания, его пропорциях, ритмическом строе и т.д. Категория тектоники имеет исторический характер.

Основными компонентами архитектурной среды являются пространство, объем, который формирует это пространство, и поверхность, формирующая объем и пространство. По признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от характера восприятия их зрителем выделяют три основных вида объемно-пространственной композиции: пространственную, объемную и фронтальную.

Пространственная композиция характеризуется доминированием пространства над элементами, формирующими его. В подобных сооружениях при восприятии оценивается в первую очередь качество пространственного решения, а не элементы, которые организуют это пространство. Объемные формы и поверхности, образующее это пространство могут развиваться по вертикальной, фронтальной или глубинной координатам (в последнем случае композицию называют глубинно-пространственной). Ощущение глубины усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов (например, в романских или готических храмах). При этом само пространство воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития этого пространства.

Объемная композиция представляет собой форму, равномерно развитую по трем координатам. Она воспринимается со всех сторон, при движении зрителя вокруг нее. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс форм относительно зрителя, характер членения ее поверхности и массы. Если архитектурное сооружение состоит из нескольких обособленных объемов, то возможны варианты доминантного и бездоминантного соподчинения этих объемов.

Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум координатам, горизонтальной и вертикальной. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней (например, фасады зданий). По видам фронтальная композиция может быть различной: соотношение длины и высоты по фронту близко к равенству, либо контрастно с преобладанием горизонтальной или вертикальной координаты. Вертикально устремленный фасад выглядит более динамичным по сравнению со спокойным и уравновешенным горизонтальным фасадом. Фронтальная композиция может быть симметричной и асимметричной, в ней может доминировать один объем, подчиняя себе другие элементы композиции, либо основу композиции могут составить несколько объемов, находящихся в нюансных отношениях.

Композиция всякого архитектурного сооружения обладает чертами и признаками всех трех указанных ее видов при доминировании того или иного. Но нельзя забывать о том, что при определении вида композиции решающим становится местоположение зрителя и, соответственно, его восприятие этого сооружения. Например, здание Александринского театра в Санкт-Петербурге воспринимается со стороны парка, а особенно со стороны улицы архитектура К.Росси, как пример пространственной композиции. Само здание театра доминирует в этом ансамбле, благодаря своему местоположению, а также объемной композиции. В то же время объемная композиция, воспринимаемая при движении вокруг театра, на каждом из четырех фасадов представляет пример фронтальной композиции на основе симметрии. В решении интерьера театра мы также видим сложную пространственную композицию, состоящую из нескольких внутренних пространств, подчиняющихся функциональной идее театрального здания с доминированием пространства зрительного зала.

В истории архитектуры бывают случаи последующих перестроек зданий, которые меняют первоначальные композиционные замыслы. Например, здание Смольного института в Санкт-Петербурге было задумано как фронтальная композиция, с акцентом на главный фасад, организующий обширную площадь перед зданием. Позже на площади был разбит сад, который частично закрыл фасад, а в начале 20-х годов ХХ века перед зданием были сооружены пропилеи, образовавшие вместе с аллеей, ведущей к памятнику Ленина и главному фасаду, глубинно-пространственную композицию.

Внешний облик здания (экстерьер) во многом зависит от внутреннего пространства (интерьера) и градостроительных условий (ансамбля). Интерьер зависит от функционального назначения здания, определяется особенностями его конструкций. Существуют разные схемы композиции интерьера: 1) зальная – все основные функции здания сосредоточены в одном помещении (храмы, супермаркеты); 2) центрическая – группировка небольших помещений вокруг главного, большого (театры, концертные залы); 3) анфиладная – помещения примыкают друг к другу с дверными проемами, расположенными по одной оси (дворцы, выставочные залы); 4) коридорная – помещения расположены с одной или двух сторон коридора (учебные, административные здания); 5) секционная – композиция состоит из нескольких изолированных помещений-секций (секционные жилые дома); 6) смешанная – зальная, центрическая, анфиладная композиция образуют единый, цельный интерьер.

Одной из важных проблем в создании художественного образа архитектуры является соотношение экстерьера и интерьера, проблема архитектурной массы и пространства. Она имеет разные варианты решения: соответствие, доминанта, контраст и др. Однако во всех случаях художественное решение интерьера должно способствовать раскрытию, выявлению задуманной в архитектуре идеи.

Ансамбль в архитектуре – это совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбль не всегда возникает сразу, на основе единого замысла. Иногда он создается на протяжении длительного времени, разными архитекторами, в разных исторических стилях. Но он обладает художественным единством, целостностью и гармонией. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. По мнению Т.Л.Кильпе, пространственная композиция ансамблей может быть нескольких типов:

глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади или улицы;

замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;

свободное пространство без строгих границ;

панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

Один из главных приемов построения архитектурного ансамбля – это организация его композиционных доминант. Ими могут быть здания, выделяющиеся своими большими размерами и выразительным архитектурным обликом, исторические монументы и памятники, центры площадей. При этом важным является верно соизмерить все части ансамбля и определить четкие соотношения между свободной территорией и зданиями.

Контрольные вопросы.

1. Назовите главные свойства архитектурно-пространственных форм.

2. Какими средствами достигается единство архитектурной композиции?

3. Какие существуют виды архитектурной композиции?

4. Что называется ансамблем в архитектуре? Назовите типы пространственной композиции ансамблей.

Эклектизм, модерн и неоклассицизм в архитектуре России