Художники-кубисты Итальянские художники футуристы Ель Лисицкий Советский дизайн Башня Татлина Производственное искусство Оформление революционных праздников

Художественный авангард в Европе начала XX в.

У истоков радикального художественного течения "кубизм" стоят Пикассо и Брак. "Авиньонские девицы" Пикассо считается первой картиной в кубическом стиле. Термин "кубизм" произошел от выражения одного из критиков тех лет, назвавшего произведения Брака "кубическими странностями". Художники-кубисты работали в жанре портрета, пейзажа, натюрморта, пытаясь разложить форму на составляющие элементы. При этом центральная перспектива ими отвергалась: изображаемый предмет как бы был виден одновременно со всех сторон.

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907 г.

Жорж Брак. Композиция с тузом треф, 1913 г.

Рождение абстрактного искусства

Промышленная революция подорвала старый порядок. На заре нового века все прежние истины в области человеческих знаний, практической деятельности, культуры подверглись кардинальному пересмотру. Потребность в политических и социальных реформах привела к созданию левых партий, революции в России (1917 г.) и Германии (1918 г.). Произошли беспрецедентные открытия в науке и изобретения в технике. Теория относительности Эйнштейна, беспроволочный телеграф Маркони, бензиновый автомобиль Венца, воздушные полеты братьев Райт, конвейер Форда, кинематограф. Странное существо получеловек-полумашина Эпстайна, мутант лошади и машины Дюшана-Вийона как бы предвещают научно-техническую фантастику следующих

Кубисты не стремились воспроизвести внешность вещей с одной-единственной позиции; они обходят их кругом, пытаясь осознать их внутреннее строение, они пытались расширить пределы оптического видения. Кубисты рассматривают предметы как бы относительно, т.е. с нескольких точек зрения, из которых ни одна не имеет преимущественного значения. Разлагая таким образом предметы, кубист видит их одновременно со всех сторон сверху и снизу, изнутри и снаружи. К трем измерениям пространства Возрождения кубизм добавил четвертое время.

В основе футуристической живописи., скульптуры и архитектуры лежит выражение движения в двух формах: "проникновение внутрь" и "одновременности".

История искусства