Художники-кубисты Итальянские художники футуристы Ель Лисицкий Советский дизайн Башня Татлина Производственное искусство Оформление революционных праздников

Художественный авангард в Европе начала XX в.

Конструктивизм Татлина

Родоначальником конструктивизма считается Владимир Татлин с его всемирно известным проектом 400 метрового памятника III Интернационалу. Внутри опоясанной переплетенными решетчатыми спиралями башни предлагалось подвесить четыре объема, вращающихся с разной скоростью, предназначенные для размещения здесь главных учреждений государства будущего. Главная особенность проекта Татлина заключается в том, что главную образно-символическую роль он передал ажурной спиральной металлической конструкции. Она оголена и вынесена наружу. Функциональные остекленные объемы подвешены внутри этой конструкции один над другим: куб, пирамида, цилиндр и полусфера. Нижнее помещение (куб), предназначенное для международных съездов, конференций и законодательных собраний делает один оборот в год вокруг вертикальной оси. Среднее помещение (пирамида) с размещенными в нем административно-исполнительными органами делает один оборот в месяц. Верхнее помещение (цилиндр) - информационный центр, вращается со скоростью одного оборота в сутки.

Башня Татлина стала одним из символов нового искусства, своеобразной визитной карточкой конструктивизма, одним из самых знаменитых архитектурных проектов XX века. По мнению специалистов влияние этого проекта на современную архитектуру более значительно, чем влияние Эйфелевой башни на архитектуру XIX века. Татлин помог многим архитекторам преодолеть определенный психологический барьер при оценке роли новых конструкций в создании архитектурного образа современного сооружения.

В 1923 году Татлин поставил спектакль Зангези по поэме Велимира Хлебникова, где выступил как режиссер, сценограф и актер, создав свой вариант "конструктивистского театра". В это же время мастер обращается к деятельности в утилитарно-прикладной сфере: проектирует одежду, посуду, мебель. В 1929-1932 гг. Татлин с помощниками работал над уникальной моделью одноместного летательного аппарата "Летатлин", основанный на принципе действия птичьего крыла и выполненный из дерева, шелка, алюминия, китового уса и некоторых других материалов. В статье "Искусство в технику" Татлин писал: "Мой аппарат построен на принципе использования живых, органических форм. Наблюдения над этими формами привели меня к выводу, что наиболее эстетичные формы и есть наиболее экономичные. Работа над оформлением материала в этом направлении и есть искусство". Однако, утопической идее привести летательный аппарат в движение мускульной силой не суждено было сбыться.

В своих экспериментальных работах, педагогической деятельности во ВХУТЕМАСе Татлин много внимания уделяет рациональности и функциональности формы, ее соответствию свойствам материала. Все это важная часть его концепции формообразования.

Горизонтальная архитектона "Альфа", 1923 г.

Казимир Малевич Архитектон между домами современного города (фотомонтаж), Первая ткань суприматической орнаментировки, 1919 г.

Эль Лисицкий (1890-1941 гг.) С1919г. по приглашению Марка Шагала преподает архитектуру и графические техники в витебской Народной художественной школе. Лисицкий участвовал в группе "Уновис", вскоре создал свой первый "проун", являвшийся новой формой выражения, "пересадочной станцией от живописи к архитектуре". Это сочетание геометрических форм, планов, впервые использующее аксонометрическую перспективу.

Н.Суетин. Вазы, 1931 г.

Татлин Владимир Евграфович Три направления дизайнерской деятельности Татлина в конце 20-х годов имеют важную особенность: деревянные вещи, посуда и летательные аппараты. Форма их зависит от неосредственного соприкосновения с человеком. Это стул и санки, это керамический поильник и Летатлин - летательный аппарат, приводимый в движение мускульной силой человека, лежащего внутри аппарата.

 

История искусства